Слайд 1. Всероссийская акция «Безопасная дорога. Грамота для детей и родителей»направлена на повышение компетентности родителей в вопросах обучения детей безопасности на дорогах и предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Основной навык безопасного поведения и отношения к собственной безопасности у ребенка прививается в семье. Именно родители – первые учителя, их поступки – пример для подражания. Родители начинают обучать детей задолго до того, как они попадут в образовательную организацию. Поэтому так важно, чтобы родители не только знали и сами соблюдали правила дорожного движения, но и, владея знаниями психофизиологических особенностей своего ребенка, умели последовательно и терпеливо обучить его этим правилам.
Что надо знать родителям об особенности поведения детей на дороге с учетом их психофизиологических условий развития.
Слайд 2.
Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя мерить теми же категориями, что и взрослых. Французский психолог Дюваль сказал: «Дети — это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей».
Предрасположенность ребенка к попаданию в дорожно-транспортные происшествия обусловлена особенностями его психофизиологического развития: неустойчивость (непостоянство) и быстрое истощение нервной системы; неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль и др.; отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных; недостаток знаний об источниках опасности.
Слайд 3.
Дети иначе, чем взрослые переходят дорогу.
Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю проезжей части или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает переварить информацию и дать правильную команду к действию.
Слайд 4.
Дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек.
Например, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.
Слайд 5.
Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки.
Из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в тоже время он сам не виден из-за машин водителям.
Слайд 6.
Оценка движущегося транспорта подвержена влиянию контрастов.
Чем больше транспортное средство, тем быстрее дети представляют его движение. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать п.ч., однако недооценивает опасность небольшой машины, движущейся с большой скоростью.
Слайд 7.
Поле зрения у детей на 15-20% уже, чем у взрослых.
Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Поэтому транспортные средства слева и справа остаются ребенком не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Слайд 8 .
Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков.
Он слышит он только те звуки, которые ему интересны. В то время, как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающегося транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление.
Слайд 9.
Реакция у ребенка, по сравнению со взрослыми, более замедленная.
Если взрослому, чтобы отреагировать на опасность требуется 0,8 - 1 сек., то ребенку необходимо 3 - 4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 сек.
Слайд 10.
Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться.
Поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием.
Слайд 11.
Дети эмоциональны и импульсивны.
Их внимание избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. Непредсказуемость их поведения на дороге часто объясняется непроизвольностью их реакции на воспринятую ситуацию. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающееся транспортное средство. Особенности детского внимания. Оно избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего.
Слайд 12.
Надежная ориентация «налево» и «направо» приобретается не ранее чем в 7-8-летнем возрасте, а во многих случаях и позже.
Слайд 13.
Воспитать взрослого человека значительно труднее, чем заложить основы сознательного отношения к вопросам безопасности движения вашим детям.
Родители, помните последовательность и терпеливость в обучении – залог безопасности ваших детей!
Слайд 14. Акция подготовлена общероссийской детской общественной организацией «Школа юного пешехода».
Основными направлениями деятельности Школы являются:
- программное обучение,
- социальное направление,
- творческое направление,
- «уроки» для родителей.
Слайд 15. Программное обучение проводится на базе обучающего пособия «Путешествие на зеленый свет» - курса для детей младшего школьного возраста, состоящего из 12 ежемесячных изданий. Пособие идет в комплекте с Рабочей тетрадью, предназначенной для проведения контроля усвоения учебного материала, самостоятельной и творческой работы детей. Материал каждого номера сформирован посезонно. Помимо правил дорожного движения дети узнают о сезонных нюансах в соблюдении основных норм безопасности, связанных с природно-климатическими факторами и активностью детей на дорогах. Знание правил поведения в данных условиях и умение их использовать, чрезвычайно важно для избегания трагических ситуаций и сохранения жизни и здоровья. В осеннем номере, когда начинает рано темнеть, мы рассказываем о светоотражающих элементах, в темах зимнего номера – особенности движения по скользкой дороге, летних – безопасность на воде, правила для велосипедистов. Пособие распространяется по подписке через отделения Почта России, что делает его доступным на всей территории России.
Слайд 16.
Социальное направление - участие детей в акциях, которые позволяют ребенку на практике применить полученные знания, почувствовать себя носителем пропаганды соблюдения правил дорожного движения. Это акции к первому сентября с обращением к водителям, ко Дню памяти жертв ДТП, ко Дню пожилого человека, к 8 марта и другие.
Слайд 17.
Творческое направление - рисунки, фотографии, поделки и др. Реализуется через разнообразные конкурсы, организованные «Школой юного пешехода». Это направление всегда интересно детям в силу их возраста, творчество способствует развитию многих личностных качеств, позволяет глубже понять изображаемый предмет или правило. По завершении конкурса победители получают призы, и им посвящается страничка в Пособии.
Слайд 18.
Уроки для родителей. Это направление вовлечения родителей в процесс обучения детей безопасности на дороге и одновременно повышение их компетентности в вопросах дорожной безопасности. Цель данного направления - пропаганда ценности семейного воспитания, как наиболее действенного фактора сохранения жизни и здоровья детей.
Слайд 19.
Задача всех родителей - добиться от детей неформального выполнения Правил дорожного движения. Самое действенное средство воспитания - пример взрослых. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей.
Обучайте своих детей вместе со «Школой юного пешехода». Обучающие пособия распространяются по подписке и доступны в любой точке Российской Федерации. Оформить подписку можно в любом отделении «Почты России» или на сайте Школы юного пешехода.
Обучайте своих детей вместе со «Школой юного пешехода» безопасному поведению на дороге и вблизи нее, чтобы избежать несчастных случаев и будьте уверены в их безопасности.
скачать архив (разработка урока с презентацией) можно с сервера