Что же должен уметь будущий первоклассник?
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный.
В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том основании, что он этого не может – ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.
Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:
– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);
– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;
– тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);
– тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.
Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь.
Подходы эти принципиально разные – если выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу.
Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.
То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:
– обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;
– не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;
– уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости;
– осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;
– уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;
– иметь положительную мотивацию, желание учиться;
– уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала);
– иметь позитивное отношение к самому себе.
Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание.
Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).
Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.
Что могут сейчас сделать родители при подготовке к школе, для развития произвольного поведения:
1. Составить вместе с ребенком четкий распорядок дня. Ребенку необходимо знать ЧТО делать и КОГДА делать. И начинать его соблюдать.
2. Организовать совместные игры с ребенком. Игры могут быть настольные или подвижные, главное чтобы в них были прописаны четкие правила, которые важно соблюдать всем играющим.
3. Помогать ребенку планировать свою деятельность.
4. Давать детям выполнять мелкие поручение: убрать игрушки, соблюдение чистоты и порядка на своей территории. Доведение дело до конца, через «не хочу» — это начало развитие самодисциплины.
5. Можно завести домашнее животное, важно только с ребенком обсудить какое животное он захочет, и найти компромисс. Забота о животном: почистить клетку, налить воды, положить корм будет формировать в его личности самостоятельность и ответственность.
6. Важен контроль родителей, деликатное напоминание ребенку о делах которые ему нужно сделать. И конечно собственный пример родителей, ребенок наблюдает как у родителей «работает» самодисциплина, и развивает самодисциплину в себе самом.
10 правил-помощников
Как убедить малыша выполнять задания педагога без крика и угроз? Нет ничего невозможного!
1. Выработайте четкий режим. Пусть ребенок знает, что в субботу и воскресенье после завтрака, он 15—20 минут выполняет задание. Затем еще 15—20 минут вечером после полдника. Повесьте режим дня на стене и сверяйтесь с ним, если малыш упрямится.
2. Не держите ребенка за столом более 15—20 минут. «Будешь сидеть, пока не сделаешь!» — абсолютно неприемлемый вариант для дошкольника. Если он знает, что занятия не будут долгими, то не станет сильно упрямиться, приступая к ним.
3. Во время выполнения ребенком задания старайтесь присутствовать поблизости (но не сидеть рядом). Это нужно, во-первых, для того, чтобы малыш меньше отвлекался, а, во-вторых, чтобы оказать ему помощь, если она понадобится. Если ребенок чего-то не понял и попросил помочь, подойдите, спокойно и доброжелательно помогите ему.
4. Включайте в занятия игровой и соревновательный моменты. Вы можете купить песочные часы и предложить ребенку успеть написать 2—3 строчки, пока сыплется песок. Это поможет малышу лучше концентрироваться на задании и сделает его более интересным.
5. Исключите из своей речи обидные слова («неумеха», «бестолковый», «глупый» и др.). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Разумеется, физические наказания полностью запрещены!
6. Никогда не сравнивайте успехи вашего ребенка и других детей. Сравнивайте его достижения или неудачи с его же прошлым опытом. Скажите малышу примерно так:
«В прошлый раз у тебя не очень хорошо получилось, а сегодня уже гораздо лучше!» Или: «Сегодня ты не слишком старался. Надеюсь, что в следующий раз у тебя получится более аккуратно».
7. Больше хвалите ребенка. Ваше неодобрение должно быть мягким, а похвала — более частой.
8. Помните, что малыш и так развивается семимильными шагами (особенно, если ему не мешать). Не требуйте от него невозможного, он обязательно всему научится!
9. Чтобы иметь объективные данные о развитии ребенка, обратитесь к психологу. Если в вашем детском саду есть психолог, то в круг его обязанностей входит комплексное тестирование детей подготовительной группы к школе. Обязательно узнайте результаты и получите рекомендации. Если такого специалиста в саду нет, обратитесь в ближайший психологический центр.
10. Никогда не пугайте ни школой, ни учителями. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах.
Поиграйте в школу (вы — учитель, ребенок и мягкие игрушки — ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.
И тогда ваш малыш будет ждать 1 сентября с нетерпением!
Чтобы ребенок НЕ захотел идти в школу
— Заставляйте его выполнять все задания, и пусть сидит, пока все не сделает.
— Если вы видите, что ребенок не старается, грозно прикрикните на него или даже пригрозите ремнем.
— Как можно больше пугайте школой, злыми учителями и двойками в дневнике.
— Применяйте запугивание для того, чтобы он сел заниматься и лучше делал задание («Не пойдешь гулять, пока все-все не сделаешь!», «Никаких мультиков, раз не старался!», «В зоопарк с таким лентяем, как ты, не пойду!»).
— Чаще ругайте и никогда не хвалите ребенка.
Материал подготовила Гончаренко Т.Е.
Приступа Г.М.
|