Официальный сайт МБОУ СОШ №5
г.Искитима Новосибирской области

 



Вторник, 31.12.2024, 01:49

Вы вошли как Гость

Группа "Гости"| RSS





Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Методическая копилка [28]
Публикации педагогов и специалистов школы
Другие материалы [10]
объявления, приглашения и др.
 Полезные ссылки

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

Как подготовить ребенка к школе
[ Скачать с сервера (54.5 Kb) ] 30.05.2012, 11:43

Что же должен уметь будущий первоклассник?

        Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга. На самом деле  готовность к школе – вопрос значительно более обширный. 

      В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том основании, что он этого не может – ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.
Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:
развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);
изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);
обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;
тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);

тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.
Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь.
       Подходы эти принципиально разные – если выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу.

 

       Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.
То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:
обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;
не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;
уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости;
осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;
уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;
иметь положительную мотивацию, желание учиться;
уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала);
иметь позитивное отношение к самому себе.
           Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание.
          Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).
     
  Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.
 Что могут сейчас сделать родители при подготовке к школе, для развития произвольного поведения:

1. Составить вместе с ребенком четкий распорядок дня. Ребенку необходимо знать ЧТО делать и КОГДА делать. И начинать его соблюдать.

2. Организовать совместные игры с ребенком. Игры могут быть настольные или подвижные, главное чтобы в них были прописаны четкие правила, которые важно соблюдать всем играющим.

3. Помогать ребенку планировать свою деятельность.

4. Давать детям выполнять мелкие поручение: убрать игрушки, соблюдение чистоты и порядка на своей территории. Доведение дело до конца, через «не хочу» — это начало развитие самодисциплины.

5. Можно завести домашнее животное, важно только с ребенком обсудить какое животное он захочет, и найти компромисс. Забота о животном: почистить клетку, налить воды, положить корм будет формировать в его личности самостоятельность и ответственность.

6. Важен контроль родителей, деликатное напоминание ребенку о делах которые ему нужно сделать. И конечно собственный пример родителей, ребенок наблюдает как у родителей «работает» самодисциплина, и развивает самодисциплину в себе самом.

10 правил-помощников

 Как убедить малыша выполнять задания педагога без крика и угроз? Нет ничего невозможного!

1. Выработайте четкий режим. Пусть ребенок знает, что в субботу и воскресенье после завтрака, он 15—20 минут выполняет задание. Затем еще 15—20 минут вечером после полдника. Повесьте режим дня на стене и сверяйтесь с ним, если малыш упрямится.

2. Не держите ребенка за столом более 15—20 минут. «Будешь сидеть, пока не сделаешь!» — абсолютно неприемлемый вариант для дошкольника. Если он знает, что занятия не будут долгими, то не станет сильно упрямиться, приступая к ним.

3. Во время выполнения ребенком задания старайтесь присутствовать поблизости (но не сидеть рядом). Это нужно, во-первых, для того, чтобы малыш меньше отвлекался, а, во-вторых, чтобы оказать ему помощь, если она понадобится. Если ребенок чего-то не понял и попросил помочь, подойдите, спокойно и доброжелательно помогите ему.

4. Включайте в занятия игровой и соревновательный моменты.         Вы можете купить песочные часы и предложить ребенку успеть написать 2—3 строчки, пока сыплется песок. Это поможет малышу лучше концентрироваться на задании и сделает его более интересным.

5. Исключите из своей речи обидные слова («неумеха», «бестолковый», «глупый» и др.). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Разумеется, физические наказания полностью запрещены!

6. Никогда не сравнивайте успехи вашего ребенка и других детей. Сравнивайте его достижения или неудачи с его же прошлым опытом. Скажите малышу примерно так:

«В прошлый раз у тебя не очень хорошо получилось, а сегодня уже гораздо лучше!» Или: «Сегодня ты не слишком старался. Надеюсь, что в следующий раз у тебя получится более аккуратно».

7. Больше хвалите ребенка. Ваше неодобрение должно быть мягким, а похвала — более частой.

8. Помните, что малыш и так развивается семимильными шагами (особенно, если ему не мешать). Не требуйте от него невозможного, он обязательно всему научится!

9. Чтобы иметь объективные данные о развитии ребенка, обратитесь к психологу. Если в вашем детском саду есть психолог, то в круг его обязанностей входит комплексное тестирование детей подготовительной группы к школе. Обязательно узнайте результаты и получите рекомендации. Если такого специалиста в саду нет, обратитесь в ближайший психологический центр.

10. Никогда не пугайте ни школой, ни учителями. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах.

Поиграйте в школу (вы — учитель, ребенок и мягкие игрушки — ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.

И тогда ваш малыш будет ждать 1 сентября с нетерпением!

Чтобы ребенок НЕ захотел идти в школу

 — Заставляйте его выполнять все задания, и пусть сидит, пока все не сделает.

— Если вы видите, что ребенок не старается, грозно прикрикните на него или даже пригрозите ремнем.

— Как можно больше пугайте школой, злыми учителями и двойками  в дневнике.

— Применяйте запугивание для того, чтобы он сел заниматься и лучше делал задание («Не пойдешь гулять, пока все-все не сделаешь!», «Никаких мультиков, раз не старался!», «В зоопарк с таким лентяем, как ты, не пойду!»).

— Чаще ругайте и никогда не хвалите ребенка.

 Материал подготовила Гончаренко Т.Е.

Приступа Г.М.

 

 

 

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: admin | Теги: подготовка ребенка к школе
Просмотров: 2393 | Загрузок: 98 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0











Официальный сайт МБОУ СОШ №5 г. Искитима Новосибирской области.

Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. ©МБОУ СОШ№5, 2014.

Наш адрес: 633209 Новосибирская область, г.Искитим, ул.Коротеева 1а

Контактный телефон/факс: (8-383-43) 2-48-05, e-mails_5_iskitim@edu54.ru; shool5@mail.ru


Конструктор сайтов - uCoz