Слайд 2. Чаще всего несовершеннолетние которые уклоняются от учебы, относятся к группе лиц находящихся в социально опасном положении и нуждаются в социально-педагогической и психологической помощи.
Слайд 3. В Положении о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования отмечается необходимость взаимодействия социальных педагогов и педагогов-психологов. Цель, задачи и функции СП и ПС ориентированы на совместную деятельность специалистов.
Слайд 4. Работы должны начинаться, безусловно, с составления плана совместной деятельности.
Слайд 5.Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих занятия
по неуважительной причине
Слайд 6. На первом этапе совместной работы – я собираю диагностическую информацию о ребенке, уклоняющемся от учебы, составляю психологический портрет личности учащегося. Считаю нецелесообразным проводить специальные психодиагностические обследования всех детей и воспитанников, относящихся к учетным группам. Углубленную диагностику провожу по запросам.
Во время диагностических процедур, стараюсь отделить непатологические формы поведения от патологических. Непатологический тип обусловлен социальными факторами, не связан с психическими расстройствами или нарушениями психического развития и не является их следствием. Патологические же формы поведения, как правило, болезненно мотивированны и возникают при измененной эмоциональности, истинных нарушениях влечений, выраженных личностных расстройствах.
Таким образом, существенным является выделение клинических признаков, значимых социальных проблем, которые несовершеннолетний испытывал в семье, школе, своем окружении, а также проблем, связанных с отклонениями в возрастном психическом и личностном развитии, соматическом здоровье.
Далее я исследую общие и специфические расстройства психологического развития, включая нарушения развития психомоторных, школьных, социальных навыков и расстройств поведения.
После этого изучаю уровень интеллектуального развития с оценкой сопутствующих нарушений поведения.
Параллельно от родителей я получаю сведения о соматическом здоровье ребенка и дефектах, которые могут оказывать влияние на психические и поведенческие расстройства.
Оценку социальной ситуации развития, которая имела отношение к формирующимся психическим расстройствам и отклонениям психического развития, производит социальный педагог.
Наконец, психолого-педагогический консилиум определяет в целом характер социального и психологического функционирования с оценкой нарушений межличностных отношений в семье, в школе, со сверстниками, которые причинно связаны с проблемами психологического развития или психическими расстройствами.
Такой диагностический подход является первым шагом в алгоритме консультативно-диагностической и реабилитационной работы с детьми и подростками, имеющими диссоциальные расстройства.
Слайд 7. Индивидуальную работу с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности провожу в форме беседы, анкетирования и тестирования.
На втором этапе совместной работы: анализирую полученную диагностическую информацию, делаю прогноз развития и обучения подростка, готовлю подробную психолого-педагогическую характеристику подростка, составляю рекомендации всем участникам образовательного процесса. С целью устранения причин и условий неблагополучия ребенка составляется и реализуется индивидуальный план помощи несовершеннолетнему, включающий мероприятия по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, медицинской, правовой, коррекционной и иных видов помощи. План помощи может изменяться в зависимости от результатов работы и изменения положения ребенка.
Слайд 8. На третьем диспетчерском этапе я провожу коррекционную работу: осуществляю коррекцию интеллектуального статуса подростка через рекомендации учителям и прогнозирование обучаемости; коррекцию социального статуса через методическую помощь классному руководителю в организации мероприятий по сплочению коллектива, созданию психологически комфортной ситуации развития; коррекцию эмоционально-волевой и личностной сферы через направление к узким специалистам. Индивидуальная и групповая коррекционная работа осуществляется узкими специалистами (медицинскими психологами, психотерапевтами и др.). Самостоятельно коррекционную работу я планируюю только в случае невозможности направления к специалистам.
Слайд 9. В течение учебного года для оптимизации обучения и реабилитации учащихся провожу консультации для подростков, родителей, педагогов по результатам диагностических обследований, результатам посещения узких специалистов и коррекционных мероприятий, по прогнозам развития. В консультировании по проблемам воспитания в семье более эффективным может оказаться социальный педагог. Возможно, также совместное психолого-педагогическое консультирование одновременно двумя специалистами в наиболее сложных случаях.
Слайд 10. Рекомендации по организации работы педагога-психолога с детьми и подростками, уклоняющимися от учебы
1.Профилактическая и коррекционная работа с учащимися, уклоняющимися от учебы должна быть комплексной и совместной со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: классными руководителями, социальным педагогом, психологом и родителями.
2.Педагогам-психологам необходимо систематически проводить диагностическую, консультационую и коррекционную индивидуальную работу с учащимся по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности.
3.В течение учебного года педагог-психолог должен оказывать консультационную помощь родителям и педагогам по результатам диагностических обследований и коррекционных мероприятий, по прогнозам развития, оптимизации обучения и реабилитации учащихся, уклоняющихся от учебы.
Рекомендации разработаны на основании информационно-методического письма "О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении" № 21-12/346 от 17.11. 2005 г.